Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия

(ППМК)

 

Для учителей,  воспитателей, психологов, дефектологов, логопедов
общеобразовательных учреждений и
  специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений

 

Примерная психолого-педагогическая характеристика детей, поступающих на обследование на РПМПК

 

Важнейшими направлениями ПМПК являются:

- комплексное медико-психолого-педагогическое обследование детей для определения форм воспитания и обучения и соответствии с уровнем интеллектуального развития и психофизического состояния;

- оказание консультационной помощи родителям, психологам, врачам, социальным работникам, педагогам, логопедам образовательных учреждений по проблемам воспитания, обучения, лечения детей с отклонениями в развитии и поведении;

- методическое руководство и оказание помощи педагогам специальных учреждении в изучении динамики развития детей в процессе обучения и воспитания; составление индивидуальных рекомендаций по оказанию детям медицинской, педагогической, психологической помощи; по организации специального обучения и воспитания в учреждениях системы образования и некоторые другие.

При медицинском обследовании изучаются: физическое состояние, соматическое состояние, состояние органов чувств, психическое состояние, состояние нервной системы детей.

При психолого-педагогическом обследовании изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности (игровой или учебной), сформированность учебных навыков (для школьников), индивидуальные особенности личности, поведения, состояние эмоционально-волевой сферы.

При решении вопросов, связанных с необходимостью определения профиля обучения дошкольников коррекционных групп при массовых ДОУ и коррекционных детских садов, при необходимости дублирования класса, перевода в другое учебное учреждение и ряде других случаев необходимо комплексное обследование на ПМПК. Большую роль играет педагогическая документация, с которой поступает ребенок на диагностическое обследование.

Для специалистов, проводящих психолого-педагогическое обследование (психолога, логопеда, дефектолога), для врача-психиатра основным документом, отражающим наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика. Этот документ заполняется воспитателем дошкольного учреждения или классным руководителем школы, скрепляется подписью руководителя учреждения и печатью.

Педагогическая характеристика должна составляться объективно и грамотно. В ней должны быть отражены следующие сведения:

- сколько времени находится ребенок в данном детском учреждении;

- особенности адаптации ребенка к детскому учреждению;

- в каком возрасте поступил в школу и какова степень подготовленности;

- как успевает ребенок и в чем заключаются трудности усвоения им программы, характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам);

- особенности поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень внимания. Более детально необходимо остановиться на тех случаях, когда у ребенка выражена двигательная расторможенность, повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность и т.д.;

- взаимоотношение ученика с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети;

- указать, какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и т.д.).

- Анализ педагогических характеристик детей, поступающих на диагностическое обследование на ПМПК,  показывает,  что далеко не всегда этот важный документ составлен полно и грамотно.

Данные, содержащиеся в педагогической характеристике, отражают индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала детского сада или школы; важные сведения об особенностях взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения. и психической деятельности в целом.

К сожалению, многие педагоги не отражают в педагогических характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся следующие:

1. Неполное составление педагогических характеристик,

В ряде случаев приходится встречаться с характеристиками поверхностного, схематического содержания. В таких характеристиках-схемах отводится по одной строчке для описания таких важных разделов, как отношение к учебной деятельности, сформированность учебных навыков; характеристика общего развития; развитие моторики и речи; отношение ребенка к неудачам, особенности работоспособности; заключение и рекомендации. Отводится по две строки для изложения особенностей семейного воспитания, отношения ребенка к словесной инструкции педагога, общая осведомленность о себе. Такие характеристики-схемы не дают материала, позволяющего уточнить результаты обследования.

2. Несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической характеристике.

Ряд характеристик содержат краткое изложение времени пребывания ребенка в детском учреждении, изложение состояния ведущих психических функций - восприятия, внимания, мышления, памяти. Наблюдается подмена психолого-педагогических характеристик представлением школьного психолога. В ряде случаев в характеристиках содержатся отрывочная информация об отдельных недостатках поведения ребенка.

Сведения об отдельных особенностях психики и поведения важны, но не менее существенной является информация об уровне общего развития, об особенностях усвоения программы детского сада или школы.

3. Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала.

Значительное количество характеристик, представленных на диагностическое обследование, отражают жалобы учителя на неуспеваемость, либо трудности в поведении. Такие характеристики не содержат анализа неуспеваемости детей по разным направлениям программного материала дошкольного или школьного учреждения, нет и указания на возможные причины трудностей ребенка. Ограничиваясь жалобами на поведение или обучение, педагоги не отражают положительные возможности ребенка, на которые следует опираться в педагогической работе.

4. Излишне подробные характеристики, содержащие большое количество ненужных деталей, лишней информации.

5.  Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и обоснованных выводов педагога.

Значительное количество характеристик носит безадресный характер: педагог не указывает цель их составления: уточнение состояния ребенка, перевод в другое образовательное учреждение, дублирование программы или другие. В характеристиках не всегда отмечается отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное отношение, либо неадекватное и т.д.).

 

Психолого-педагогическое  представление  на   ПМПК
(для ребенка дошкольника):

 

Дата заполнения представления ______ 20_______ года

Фамилия, имя, отчество ребенка ____________________________________

Дата рождения ___________________________________________________

ДОУ _____________ тип ____    группа _________ тип группы ___________

Срок пребывания в данном ДОУ __________________________________

В каком возрасте  поступил ______________________________________

Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина) _________________

_________________________________________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная;   в)   недостаточная;   г)   плохая;   д)  иное ____________

Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.

Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное ____________________________________

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное __________________________

Восприятие: а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия;  г)  комплексные  нарушения  восприятия;  д)  иное ____________________________________

Внимание: а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое

Память (преобладающая модальность): а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная

Память (проблемы): а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы _______________

Мышление: а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен;   в)   грубые   нарушения   мышления;   г)   иное ____________________________

Моторика: а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж;  в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное _____________________________

Основные трудности, отмечаемые в общении: а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное _________________

Речевое развитие: а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное ________________

Социально-бытовые навыки: а) соответствуют возрасту; б) недостаточно    сформированы; в) нарушены; г) иное ________________________________

Ориентировка в пространстве и времени: а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное _______________________

Отношение к занятиям, деятельность: а) соответствует возрасту;  б) не способен  контролировать свою деятельность; в)  неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _____________________

Темп деятельности: а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый,   но деятельность «хаотична и бестолкова»;  е) иное ____________________________________________

Соматическое здоровье: а) болеет редко; б) часто болеет; простудными заболеваниями; в) имеет хронические нарушения здоровья; г) плохо ест; д) трудно засыпает и беспокойно спит; е) иное ___________________________

Дополнительные особенности развития ребенка: ________________________________________________________________

Общая оценка развития и поведения ребенка, предложения педагога: _______________________________________________________

Педагог                                             ___________________________

Заверяю: заведующий ДОУ                  ___________________________

М.П.

 

 

Психолого-педагогическое представление на ПМПК
(для ребенка школьника)

 

Фамилия, имя, отчество ребенка _____________________________________

Дата рождения « _____ »_______ г.

Образовательное учреждение________________________________________

Класс (группа) ______ общеобразовательный, КРО, компенсирующий

История обучения: до поступления в школу посещал (не посещал) ДОУ обычного типа (логопедическая, коррекционная группа), ДОУ коррекционного типа

Поступил в _____ класс в ______ месяце______ года.

Оставлялся ли на 2 год (да, нет, в каких классах) ____________________________

Домашний адрес___________________________________________________

Телефон:_________________________________________________________

Общее впечатление о ребенке:______________________________________

Общая осведомленность и социально бытовая ориентировка:

Сведения о себе, о своей семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития:______________________________________________

Особенности психофизического развития: работоспособность, развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, особенности внимания, памяти, проявления левшества _____________________________________________

Сформированность учебных навыков

Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)___________________________________________

Математика (счетные навыки, их автоматизация, понимание программного материала) ______________________________________________________

Характер трудностей при решении примеров, задач, геометрических построений ______________________________________________________

Чтение (тип, темп, осознанность, возможности пересказа) ________________

Характерные ошибки чтения ________________________________________

Письмо (особенности графики, аккуратность, устойчивость почерка, особенности оформления работ) _____________________________________

Характер ошибок письменно речи (при списывании, при письме под диктовку, в творческих работах) ______________________________________

Особенности устной речи (звукопроизношение, темп, плавность, запас слов, грамматическое и интонационно выразительное оформление)_____________

________________________________________________________________

Общетрудовые умения______________________________________________

Особенности обучаемости (насколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога, других учащихся)________________________________________________________

Эмоционально-поведенческие особенности, проблемы коммуникации, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями _________________

________________________________________________________________

Выводы и рекомендации педагога:      ________________________________

Подпись педагога (классного руководителя)  ______________________   ( _______________________)

« ___» ___________  ______г.

Директор школы   ______________________   ( _______________________)

М.П.

 

Hosted by uCoz